Нагрузка в школе: как справиться?

Как помочь своему ребенку справиться с учебной нагрузкой?
Все дети разные, а школа одна! Система образования построена таким образом, что более успевающими оказываются ученики с сильной нервной системой.

Они могут долгое время выдерживать напряжение и не уставать от монотонной нагрузки. А что делать детям со слабой нервной системой? У нее есть свои преимущества, только школа их не задействует.

Давайте вместе разберемся, в чем основные различия между сильной и слабой нервной системой. А также, что родитель может сделать, чтобы облегчить ребенку образовательный процесс.


Черты ребенка со слабой нервной системой:

— Подвижность, скорость реакций
— Быстрая утомляемость
— Быстро загорается, быстро потухает
— Эмпатия, плаксивость
— Социальность, тяга к людям
— Стремление получить похвалу

Черты ребенка с сильной нервной системой:

— Медлительность;
— Спокойствие, устойчивость;
— Ровный фон настроения;
— Долго раскачивается, но потом трудно прекращает какую-либо деятельность;
— Трудно успокаивается и долго восстанавливается после потрясения.

О том, что нервные системы отличаются друг от друга и в принципе имеют разный способ реагирования на схожие стимулы, доказал еще И.П. Павлов. В дальнейшем его идеи развивали Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин.

Сила нервной системы — это устойчивость к раздражителям и высокий порог возбудимости. Например, пробуждение ребенка.

Чем чувствительнее ребенок, тем беспокойнее он спит и раньше проснется от ваших слов. Чтобы отреагировала сильная нервная система, нужен более интенсивный стимул.

Слабая нервная система, наоборот, куда более чувствительная к воздействиям и ей необходимо минимальное воздействие.

Состояние отказа, когда нервная система выключается и не может больше реагировать, наступает у слабой нервной системы куда раньше.

Чувствительный ребенок истощится уже к середине учебного дня и захочет домой, в то время как более устойчивый ребенок еще бы сидел и сидел. При таких же раздражителях сильная нервная система может чувствовать себя вполне нормально.

Как это про нас и наших детей? Дети со слабой нервной системой быстрее учатся, быстрее включаются в процесс, но и отвлекаются в первых рядах. Они истощаются. Именно поэтому такие дети совершенно «никакие» к концу дня, а что уж говорить про окончание четверти.

А когда у нас выпадают основные контрольные и аттестации? Верно, в конце урока, недели, четверти. Дети со слабой нервной системой истощены и не готовы показывать лучший результат. Зато дети с сильной нервной системой как раз разогнались и показывают себя во всей красе.

В начале четверти они долго включаются, но потом долго работают и стабильно. Тем более, на всех экзаменах и контрольных они показывают более высокие результаты, так как стресс для них стимул, которые выталкивает их из состояния спокойствия.

Что может сделать родитель в таких случаях? В первую очередь обратить на режим работы и отдыха своего ребенка.
Ребенку со слабой нервной системой лучше выполнять домашнее задание в выходные и на всю неделю, чтобы это было на свежую голову, а вечера будней посвятить отдыху и приятному хобби без напряжения. Ребенку с сильной нервной системе желательно выполнять уроки день в день, чтобы реже переключаться.

Также важно, как поощрять ребенка и на что делать акцент. Детей со слабой нервной системой ни в коем случае нельзя ругать, ставить в состояние соревнования и пугать трудностями. Иначе наступит состояние отказа и ребенок не сможет функционировать вовсе.

Совсем иная ситуация с детьми с сильной нервной системой: им порой не хватает стимула в виде жестких сроков, вызовов и турнирной таблицы. В таком случае они собираются и работают куда более эффективно.
Методист-психолог компании SmartyKids
Иона Гусаченко

30.05.2019
Читать все статьи →