Преподаватели SmartyKids о том, как увлечь ребенка

Как мы становимся привлекательнее любого смартфона. Действующие лайфхаки, которые используют преподаватели SmartyKids
Для нас, как и для всех, кто занимается дополнительным детским образованием, стало вызовом наличие гаджетов у каждого ребенка. Да, у нас прекрасная методика, которая всесторонне развивает ребенка, но этого не всегда достаточно. Поэтому мы пошли дальше и стали использовать психологические и методические приемы, а также геймификацию. Но об этом по-порядку.

Часто можно услышать от родителей, что дети изменились. Так ли это? И да, и нет. Современные дети быстрее обучаются, потому что изменилась среда. Мозг максимально пластичен и реагирует на внешние раздражители, это абсолютно нормально, что детям нравятся гаджеты, потому что они рядом с ними все детство.

Но изменились ли общие свойства их нервной системы относительно нашей? Все же нет, эволюция так быстро не работает. Поэтому и к ним будут применимы общие законы нейропсихологии и физиологии.

Еще говорят, что все плохо с детским вниманием и дети сейчас разболтанные и расхлябанные, а вот раньше было лучше. Вспомните себя, вы отвлекались на уроках? Ага, а что делали? Рисовали, читали книгу под партой, разговаривали с соседом? Кто-то даже плевался бумажками через трубочку.

Сейчас просто появился предмет, который более очевиден и на него можно свалить все погрешности в подаче материала. Так вот, почему вы отвлекались? Ага, скучно, монотонный голос, непонятно, ничего не видно, хочется спать. И это нормально!

Что тогда мы знаем про детей? Если мы говорим про детей 5-6 лет. Сколько времени они могут удерживать внимание? От силы 15 минут, и то, если перед вами ребенок с сильной нервной системой. Если перед вами ребенок со слабой нервной системой, высока вероятность, что он вот-вот встанет на голову.

Это нужно иметь ввиду при построении урока, а не ждать, что дети будут сидеть напротив вас словно восковые фигурки. Дети в принципе не могут мешать вам вести урок, так как урок проводится для них. И исходя из детей и их особенностей стоит строить занятие..

Дети со слабой нервной системой быстрее вовлекаются в занятие, но они могут и быстрее выключиться и начать заниматься другими вещами, например телефоном. Это негативно сказывается на усвоение материала. Дети с сильной нервной системой, наоборот, им может не хватать стимула, чтобы включиться в процесс. Что с этим совладать, мы сначала собираем информацию.
В SmartyKids мы в первую очередь, проводим психодиагностику. Каждый ребенок, приходящий к нам даже на пробный урок, проходит тестирование и его родители тоже получают грамотную интерпретацию и рекомендации.

Мы говорим родителям об особенностях ребенка, его способности включатся и истощаться. Наши педагоги знают, что за дети учатся у них в группе, а так как группы у нас небольшие, то есть возможность индивидуального подхода. То есть, мы базово знаем, что за дети к нам приходят, в чем их особенности и какой подход к ним нужен.

С учетом этой информации мы строим наши уроки, регулируем их длительность. То есть занятие по SmartyЧтение длится 105 минут, с перерывом. Перерыв 10 минут. Его хватает, чтобы восстановиться, детям со слабой нервной системой, а тем, у кого сильная нервная система, те еще не до конца выпали из процесса. Это для детей 7-10 лет. Так вот, мы поняли, кто к нам приходит. Теперь задача с этими детьми взаимодействовать.

Какие задачи есть у педагога во время занятий? Ага, все это сводится к двум:
— захватить внимание;
— удержать внимание.
Кто у нас является самой яркой фигурой в образовательном процессе? Конечно, это педагог. И это замечательно! Фигура педагога масштабна и внушительна.
Что делает педагог во время занятия? Ходит. Действительно, педагог ходит. Мы категорически против педагога, который сидит. Что это вообще такое? Где-то с высоты своего авторитета взирает на учеников из угла. Поэтому наш первый методический прием — ходьба. Между рядами и возле доски. Так мы не становитесь интереснее смартфона, но можем повлиять на ученика.

Кстати, тоже один нюанс. который не так конечно относится к методике, как все остальное, но все же. И это расположение парт. Мы уходим от классической школьной расстановки в три ряда и играем с расположением. Важно иметь возможность подойти к каждому ученику, а не перелезать, через всю парту. Но это больше эргономика, идем дальше.

Следующий момент. Зрительный контакт. Очень важно смотреть ученикам в глаза и тем самым уже к ним обращается. Причем продолжительность и интенсивность зрительного контакта тоже важна. Например, ученик сидящий с телефоном, когда на него смотрят, обязательно отложит свой девайс.

Далее, рассмотрим задействование. Ученики скучают тогда, когда они не вовлечены в процесс. Когда они наблюдатели, а не активные участники процесса. Что мы делаем, чтобы ученики были с нами — мы занимаем их руки. У нас на занятиях есть абакусы, центр ментальной арифметики, как-никак. Но если мы говорим о любых других занятиях. О чем мы можем попросить ребенка с телефоном? Взять карандаш. Еще лучше — дать ребенку этот карандаш. Пусть ребенок его возьмет.

Все это здорово, скажете вы, но этих приемов хватает ненадолго, дальше все по-новой. Окей, тогда мы добавляем следующий прием — темп. В наших занятиях по SmartyЧтению мы не только тренируем скорость мышления, но и максимально собираем учеников и не даем им отвлекаться, так как на каждое задание дается максимум 2-3 минуты. Динамика позволяет держать учеников собранными и занятыми.

За счет чего создается темп любого публичного выступления? Верно. Речь. А теперь вспомните, как говорили те учителя, которых вам хотелось слушать. Верно! Громко и четко. А еще эмоционально. С нашим учениками мы тренируем интонационное чтение. Тоже самое делает и педагог. Наших преподавателей в, первую очередь, интересно слушать!

Мы всегда знаем, что хотим добиться от наших учеников в каждый из уроков и знаем, как поощрять каждого. То есть у нас есть критерии успеха и поощрения. Например, решил все примеры — это наклейка и конфетка. Решил быстрее всех — еще одна наклейка. Даже урок без смартфона — повод поощрить дополнительно. Мы не ругаем тех, кто телефон достает, мы поощряем тех, кто этого не делает.

Основные навыки закрепляются только при положительном подкреплении. Ученик сделал желаемое действие — получил кусочек вкусняшки или любое иное поощрение. Это не только то, что мы можем дать. А то, что будет интересно и приятно ученикам. Нет смысла поощрять тем, что не привлекательно.

Сейчас мы говорили о тех приемах, которые может использовать практически каждый, кто заходит в аудиторию. Но этого недостаточно. Давайте поговорим именно про привлекательность. Как преподавателю стать интереснее смартфона? Быть интереснее смартфона.
Личность преподавателя. Мы регулярно задаем себе вопрос: а нам было бы интересно ходить на свои уроки? Достаточно ли искры, веселья, ну и конечно, полезной информации? Не забываем и про чувство юмора. Дети достаточно чувствительны к противоречиям, и поэтому им так просто рассмеяться. В нашей практике, на уроках, наши преподаватели часто смеются с детьми. Но по делу:)

Как раз в на наших курсах мы тренируем память — даем мнемотехники. Это способ запоминать не самую связную информацию, допустим, набор картинок. Задача ребят придумать взаимодействия объектов между собой. Необходимо, чтобы связи были парадоксальными, необычными. Чем парадоксальнее, тем лучше. Задача преподавателя усилить этот момент. Если дети рассмеются, это будет успех. Они точно запомнят эту связочку.

Основная мысль, которую мы транслируем — чтобы быть интересным детям, нужно быть интересным самому себе. Преподаватель с горящими глазами, насыщенной жизнью и стремящейся быть вместе с детьми, а не отчитывать программу, обречен на успех. Особенно, если он использует методические и психологические приемы, а не ждет, что ответственность за усвоение материала возьмут на себя сами дети.