Что дает ментальная арифметика детям?

В этой статье рассматриваются темы:
  • в чем польза ментальной арифметики
  • как проходит обучение
  • с какого возраста лучше начинать обучение
В ЧЁМ ПОЛЬЗА МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ?

Ментальная арифметика — это поистине уникальная методика обучения счету, c использованием специальных счёт – абакуса. Их также называют абак, соробан, суаньпань). Сегодня во многих странах это не просто методика счёта, но и техника всестороннего развития интеллекта детей.

Дело в том, что ментальная арифметика оказывает благотворное влияние на развитие когнитивных (познавательных) процессов, что имеет важное значение для успешности современных детей.

Отзывы о ментальной арифметике положительные, если не сказать - восторженные. Так как результаты развития детей, как правило, превосходят ожидания родителей.

Доказано, что занятия ментальной арифметикой повышают активность обоих полушарий головного мозга, при этом существенно улучшаются внимание, память, мышление и воображение. Безусловно, это способствует росту успеваемости детей в школе, а значит увеличивает шансы на поступление в лучшие ВУЗы России и мира.


КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ

Занятия строятся в соответствии с уровнями развития ребенка (интеллектуальным и психическим), с учётом доминирующей деятельности — игровой, на которую и опираются при работе с детьми. Такие уроки в полной мере раскрывают интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

На занятиях используются упражнения для развития внимания, памяти, мышления и воображения, и, конечно, для развития навыка устного (ментального) счёта.

В первую очередь ребенок знакомится с абакусом, учится как на нем складывать и вычитать. Перебирая косточки абакуса, дети развивают мелкую моторику, речь, существенно улучшают концентрацию внимания. Переходя со счета на абакусе на ментальный счет, ребенок использует воображение для проведения вычислений. Чтобы тренировать скорость счета на каждом уроке используются специальные флеш-карты с изображением чисел на абакусе. Они появляются на доли секунды, и ребенок таким образом тренирует скорость восприятия и обработки визуальной информации, для последующей автоматизации ментальных вычислений.

Научиться счету на абакусе, а после этого и ментальному счету, может каждый ребенок. И не важно, физик он, или лирик. Гуманитариям легко даются навыки ментального счета. Так они становятся уверенней в себе, и показывают хорошие результаты на уроках математики.

Важный момент в обучении — это регулярность занятий и их продолжительность. Если бросить занятия уже через 3-4 месяца, то, в большинстве случаев, никаких навыков не останется. Рекомендуемая продолжительность обучения не менее — 1-1,5 года. Тогда полученные закрепятся в виде навыка.

Профессиональное преподавание ментальной арифметики важно для успешного освоения техники устного счета. Педагогам необходимо постоянно развиваться и повышать квалификацию в этом направлении — изучать новые способы и методов преподавания ментальной арифметики у специалистов мирового уровня.

С КАКОГО ВОЗРАСТА ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ

Считается, что чем раньше дети начинают изучать ментальную арифметику, тем быстрее овладевают методикой. На самом деле это не совсем так. Ментальную арифметику нельзя сравнить с иностранным языком, который изучают при помощи игр, диалогов, взаимодействия через практику говорения. В случае с ментальной арифметикой все иначе. Обучение начинается с работы на абакусе, с движения пальцами и перебирания косточек. Ребенок должен быть готов к такой деятельности.

Также у детей вызывает затруднения соотнесения числа и количество предметов, соответствующих этому числу. Маленькие дети могут этого не понимать, что может неблагоприятно отразиться на учебе.

В силу возрастных характеристик, ребенок должен быть готов к освоению абакуса. Безусловно, есть дети, которые готовы уже с 4-5 лет, и демонстрируют удивительные способности. Но, как правило, в это возрасте деткам сложно усидеть, и требуются занятия в группах до 2-3 человек. Оптимальный возраст для начала занятий ментальной арифметикой — это от 6 до 10 лет. Считается, что в этот период мозг обладает наибольшей пластичностью и способен впитывать максимум информации. По статистике, именно в этом возрасте дети легче и быстрее добиваются значимых результатов в ментальной арифметике.