Синергетический эффект: чему ещё научит ребёнка скорочтение
Чтение - достаточно сложный навык, в процессе его освоения мозг активирует не какой-то один участок, а сразу несколько. Задействуются центры, отвечающие за воображение, восприятие визуальной информации, артикуляцию и многие другие.
Скорочтение - это не просто быстрое чтение, это принципиально иной способ восприятия текста и информации. В процессе обучения скорочтению тренируется и развивается способность комплексного восприятия информации. Грубо говоря, обучение скорочтению - это переход с "аналога " на "цифру".
1. УСПЕВАЕМОСТЬ РАСТЕТ
Успеваемость ребенка в школе напрямую коррелирует со скоростью чтения. Не бывает отлично читающих двоечников!
Каждый новый год обучения приносит с собой увеличение объемов текстов, с которыми ребенок так или иначе сталкивается. Чем более быстро и продуктивно ученик читает, тем легче ему учиться, тем выше успеваемость. Хорошо понял урок - быстро сделал домашку - больше времени на поиграть-погулять - больше удовольствия и удовлетворения от жизни.
Скорость чтения к концу начальной школы:
- отличник – 130-170 слов в минуту
- хорошист – 100-130 слов в минуту
- троечник – 80-90 слов в минуту.
2. ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА
В норме каждый малыш считает себя пупом Земли, вокруг которого вращается Вселенная. Лучшим, любимым, удивительным и уникальным. Такая завышенная самооценка нормальна для дошкольника и первоклашки, После 7-8 лет самооценка ребенка начинает меняться - ведь он выходит в более взрослый социум, к нему предъявляются более высокие требования. Школьные успехи играют для малыша очень большую роль, высокая успеваемость и легкость в освоении школьной программы позволяют самооценке ребенка из по-детски завышенной трансформироваться в высокую. Высокая самооценка - базис уверенности в себе, основа будущего социального и личного успеха.
Положительно влияя на обучение и успеваемость, скорочтение в конечном итоге готовит ребенка к успешному будущему.
3. НАВЫКИ ОРАТОРА
МРТ-исследование показало, что за способность чтения отвечают те же зоны затылочной и височной долей левого полушария, что и за речь и распознавание лиц. Специальные упражнения, используемые при обучении скорочтению, целенаправленно активируют эти зоны. Таким образом, создается активная связь, что способствует развитию всех этих функций одновременно.
Занятия скорочтением позволяют улучшить дикцию и артикуляцию. Большие объемы прочитанного формируют то, что называется начитанностью, заметно повышают грамотность на письме, тренируют навык излагать ясно, четко и коротко. Это позволяет человеку легко освоить ораторское мастерство, что дает существенные преимущества в коммуникации в любой профессии - от продавца до инженера, и уж точно абсолютно необходимо руководителю любого уровня.
В среднем скорость чтения взрослого человека - 200 слов в минуту. После обучения скорочтению она может возрасти до 600 слов в минуту.
4. ЧЕТКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Скорочтение – это не только скорость чтения, но и понимание текста, выделение главного, структурирование информации. Читать без понимания бессмысленно. Читая и воспринимая смысл со скоростью выше средней, человек качественно меняет свое мышление, делает его более быстрым, гибким и эффективным. Начитанность не только повышает грамотность, но и формирует широкий кругозор, позволяет получить энциклопедические знания. Вместо разрозненных фактов "из гугла" человек формирует целостную картину мира, многогранную и разнообразную, с большим количеством смысловых взаимосвязей. Такое мышление позволяет формировать собственный взгляды, а не заимствовать навязанные масс-медиа шаблоны.
5. УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ
Техника обучения скорочтению включает специальные тренажеры, которые учат управлять вниманием. Концентрировать, переключать, быстро фокусировать и расслабляться. Произвольное управление вниманием - не врожденный, а вырабатываемый навык, которым ребенок овладевает далеко не сразу и в очень разном объеме. Чем лучше развита эта функция, тем выше субъектность индивида, тем сложнее превратить его в марионетку, исполняющую чужую волю, да еще и неосознанно.
6. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ
Клиповое мышление, готовые шаблоны, информационная интоксикация, зависимость от гаджетов - все эти побочные эффекты развития цифровых технологий сказываются на новом поколении не лучшим образом. Читать книгу и смотреть фильм - не одно и то же. Кино и мультики - это больше про эмоции, а книги - про воображение и творчество. Именно поэтому фильм по прочитанной книге очень часто разочаровывает. Кстати, нивелировать этот эффект способны современные грандиозные спецэффекты, и именно поэтому массовый кинематограф все больше превращает кино в соревнование-парад спецэффектов.
Чтение – это о другом. Читая, человек не наблюдает, а создает миры, здесь он не пассивный зритель, а активный творец, со-автор каждого прочитанного произведения. Мысли, чувства, образы попадают в долговременную память, а не "загружаются в оперативку" на время выполнения функциональной задачи.
7. УМЕНИЕ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ
Умение сосредоточиться на конкретной задаче - критически важный навык для успешного ее решения, из какой бы области эта задача ни была. Этот навык предполагает не только развитое произвольное внимание. но и высокий уровень самодисциплины. Успешные занятия скорочтением - показатель того, что учащийся развил обе функции на должном уровне.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Клиповое мышление, желание срочно свайпить и смотреть следующее 30-секундное видео, потом проверить соцсети, потом поиграть в сетевуху... И так до бесконечности. Реальность подчиняется виртуальности, жизнь подменяется созданием сторис о ней, вместо личности - одно сплошное селфи....
Человек, который читает быстро и много, выходит за рамки этого порочного круга. Все позитивные эффекты чтения после формирования и развития навыка скорочтения возрастают в геометрической прогрессии. Человек экономит время, поднимает самооценку, увеличивает свою начитанность, развивает память и воображение. Все эти качества дают ему существенные преимущества в адаптации к быстро меняющейся реальности.
Скорочтение – отличный тренажер для мозга. Каждый раз, когда ребенок читает книгу, в его мозгу формируются новые нейронные связи. Ценность скорочтения в том, что все это происходит так же быстро, как смена картинок в кино, только картинки появляются в сознании, а не на экране.