Какие есть методики обучению чтению/скорочтению?

В этой статье рассматриваются вопросы:
- с какого возраста учить скорочтению
- обучение по кубикам Зайцева
- Использование методик обучения чтению Монтессори, Лысенко, Андреева


Чтение - сложный процесс, задействующий сразу несколько отделов головного мозга. О том существенная ли польза от скорочтения читайте в нашей статье об обучении скорочтению детей. Разные методики предлагают начало освоения навыка в разном возрасте. Конечно, в нежном возрасте это будут только подготовительные навыки.

С какого возраста начинать обучение - мнения экспертов расходятся. Приверженцы Зайцева уверены, что начинать заниматься можно уже c 2-х лет. С помощью кубиков малыш познакомится с буквами в игровой форме. Безусловно, это будут только подготовительные действия. Но в скором будущем они поспособствуют быстрому овладению нужными знаниями по технике скорочтения. Последователи Монтессори говорят, что самый подходящий возраст чтобы учиться быстрочтению - от 3 до 7 лет.



Популярные методики, используемые для обучения детей скорочтению

Вальдорф

Рекомендуется начинать обучение скорочтению с 10 лет. До этого возраста ребенок не способен воспринимать устную информацию в быстром темпе. По мнению вальдорфских педагогов, с детьми младше 10 лет полезно заниматься упражнениями, развивающими внимание, память, артикуляцию.

Зайцев

Приверженцы этой методики полагают, что уже с двух лет дети могут начинать осваивать азы чтения в игровой форме. На разноцветные "кубики Зайцева" нанесены буквы больших размеров. Внутрь кубиков помещены различные наполнители, издающие при перемещении кубика разнообразные звуки. По статистике педагогов, дети хорошо запоминают звуки, буквы и слоги. Эта методика используется в том числе и для работы с детьми с особенностями развития.

По описанию методики, дети начинают читать:

  • В 2-4 года — через 6 месяцев занятий.
  • От 4 лет — через 16 занятий.
  • После 6 лет — через 6 занятий.


Монтессори

По Монтессори, главное - разнообразная среда, которая дает ребенку возможность изучать мир самостоятельно при минимальном вмешательстве взрослого, но под присмотром и контролем. Ребенок сам решает, чем и сколько ему заниматься. Само же пространство сформировано так, чтобы одновременно и гармонично ребенок на практике получал разностороннее представление о мире.

Андреев

Эта методика позволяет:

  • повысить скорость чтения более чем в 5 раз;
  • лучше понимать прочитанный материал;
  • отлично запоминать полученную информацию;
  • повысить способность концентрации внимания;
  • сделать обучающий процесс интересным.


В основе метода - научение воспринимать слова как картинки. Благодаря этому словарный запас быстро увеличиваетсяЮ а дети начинают читать больше и гораздо быстрее сверстников.

Лысенко

Это комплексная программа развития, включающая в себя четыре курса: азбуку, таблицу умножения, неслоговое чтение и постановку руки для ровного почерка. Автор программы — Ольга Лысенко, педагог с более чем 20-летним стажем — творчески переосмыслила и формализовала программу начального обучения.

Доман

Автор исходит из посылки о неразрывной взаимосвязи физического и интеллектуального развития. Свою систему он разработал так, что ребенок чередует работу на физических и интеллектуальных тренажерах. Таким образом, одно стимулирует другое и развитие идет по нарастающей.


Таблицы Горбова-Шульте

С помощью этих таблиц тестируются и тренируются память, произвольное управление вниманием, целостное, а не дискретное восприятие информации.

Методика, используемая в SmartyKidsClub.RU
В нашей школе быстрому чтению учат по авторской методике SmartyKids. Подробнее об этой методике можно прочитать на странице курса скорочтения.